Общественники обсудили первые итоги «горячей линии» по вопросам «мусорной реформы»
Члены палаты экологических организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края подвели первые итоги работы «горячей линии» по реализации реформы отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), созданной по инициативе палаты.
С 1 января 2019 года на телефон «горячей линии» поступило более 100 обращений от жителей Красноярского края.
Председатель палаты Павел Гудовский отметил: «Мы старались оперативно реагировать на все обращения, работала группа общественников, которая выезжала на место с целью фото и видеофиксации нарушений работы региональных операторов. Все материалы обрабатывались и передавались в контрольно-надзорные органы. Так, за январь было зафиксировано 29 фактов невывоза ТКО, информация была передана в Красноярскую природоохранную прокуратуру. Надо отметить, что некоторые темы снимались в устном порядке в полном взаимодействии с министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края».
Павел Гудовский рассказал об основных вопросах, с которыми обращались жители края на «горячую линию». Многие из них звонили с целью получения информации о реформе. Эколог отметил, что сегодня наблюдается низкий уровень информированности населения об особенностях проведения «мусорной реформы», о тех правах, которые закреплены за населением.
Гудовский также заявил, что жители края часто жаловались на отсутствие обратной связи с региональными операторами, которые не берут телефон и не отвечают на электронные письма.
Общественник рассказал о некоторых проблемах с вывозом мусора, с которыми сталкивается население частного сектора районов края. «Представители недобросовестных региональных операторов не помогают загружать мешки с коммунальными отходами в мусоровозы. Это выглядит следующим образом: бабушка выходит с мешком мусора, подъезжает мусоровоз и никто не помогает ей загрузить мешок в машину. В худшем случае она возвращается с этим мусором домой», - отметил Гудовский.
Поступил ряд коллективных жалоб от жителей районов Канской и Назаровской технологических зон, в которых региональный оператор не вывозит твердые коммунальные отходы на полигоны, а сжигает ТКО на площадках временного хранения с целью минимизации экономических издержек. «По этим фактам нами переданы материалы в правоохранительные органы для проведения расследования», - подчеркнул председатель палаты.
Кроме того, общественники отметили, что было много жалоб по левобережному региональному оператору г. Красноярска. У ряда управляющих компаний есть факты актирования невыполнения своих обязательств региональным оператором, материалы фото и видеофиксации, которые были переданы в природоохранную прокуратуру. Все эти документы будут направлены в Правительство края для дачи оценки и принятия правильных объективных решений.
В рамках заседания многие члены палаты высказали свои замечания о ходе проведения реформы отрасли обращения с ТКО в регионе.
Член палаты Александр Колотов отметил: «Вызывает большие вопросы, как готовилась эта реформа. Территориальная схема в области обращения с отходами нуждается в корректировке. Допустимо ли в схеме строительство к 2035 году 39 мусоросжигательных заводов в крае. Я считаю сжигание – быстрый и не эффективный способ. Такие заводы представляют для экологии гораздо больший вред, даже чем простое захоронение. Необходимо создать систему, включающую раздельный сбор, сортировку, утилизацию мусора. Существующая сегодня территориальная схема в области обращения с ТКО никак не стимулирует раздельный сбор».
Член палаты Анастасия Левасевич поддержала коллегу. Она считает, что министерству экологии и рационального природопользования необходимо разработать комплекс мер, направленных на стимулирование населения и регионального оператора к переходу на раздельный сбор ТКО.
По итогам заседания участники подготовили рекомендации, которые будут направлены в Правительство Красноярского края. Прежде всего, они рекомендуют провести анализ отрасли обращения с отходами в технологических зонах Красноярского края и осуществить корректировку территориальной схемы в области обращения с ТКО, в том числе с учётом оценки экологических рисков технологических решений по обезвреживанию отходов. Министерству экологии и рационального природопользования предложено отрегулировать вопрос с региональными операторами по загрузке ТКО в мусоровозы в частном секторе и наладить механизм обратной связи региональных операторов и субъектов образования ТКО.