Необходима программа по развитию системы мониторинга загрязнения воздуха, считают общественники

26 июня в Общественной палате Красноярского края обсудили проблемы развития сетей мониторинга загрязнения воздуха в городе Красноярске. В круглом столе приняли участие члены палаты экологических организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края, представители прокуратуры края, министерства экологии, Росприроднадзора, науки.
Как отметил эксперт надзора, член научно-технического совета Росприроднадзора РФ, кандидат технических наук Сергей Михайлюта, степень загрязнения атмосферного воздуха зависит от количества выбросов вредных веществ и их химического состава, а также от высоты, на которой осуществляются выбросы, и от климатических условий, определяющих перенос, рассеивание и превращение выбрасываемых веществ.

«Наблюдения за уровнем загрязнения атмосферы осуществляют на постах. Постом наблюдения является выбранное место (точка местности), на котором размещают павильон или автомобиль, оборудованные соответствующими приборами. Репрезентативность наблюдений за состоянием загрязнения атмосферы в городе зависит от правильности расположения поста на обследуемой территории», - проинформировал эксперт.
При этом, как отмечает Михайлюта, посты наблюдения в Красноярске установлены хаотично, нередко в непредназначенных для этого местах.
«Например, пост «Красноярск-Северный» - расположен в окружении растительности и высоких зданий, рядом с постом организована парковка автомобилей, нарушена проветриваемость. Более 50% всего времени в расположении поста наблюдается безветрие (штиль), а остальное время – доминируют ветра юго-западного направления, другие направления ветра на площадке поста либо отсутствуют, либо являются редкими событиями», - рассказал кандидат технических наук.
То есть, по информации эксперта, посты наблюдения в Красноярске выдают недостоверную информацию о загрязнении атмосферного воздуха.
Подтвердил слова эксперта и старший помощник природоохранного прокурора Красноярского края Иван Авласевич. Он отметил: очень важно, чтобы информация предоставлялась госорганами и организациями, ведущими мониторинг. Из-за ее отсутствия возникают фейки, с которыми приходится работать прокуратуре.

Сегодня в Красноярске действует 10 стационарных постов. В рамках федерального проекта «Чистый воздух» модернизировали семь из них, установили два новых. Но мониторинг концентрации основных загрязняющих веществ идет только на четырех.
«Необходимо расширять сеть наблюдательных пунктов за загрязняющими веществами. Это позволит получить более полную картину загрязнения воздуха. Это критически важно для принятия эффективных мер по улучшению экологической ситуации», - считает председатель палаты экологических организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края Павел Гудовский.

Но, как рассказала директор КГБУ «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского края» Светлана Тихненко, оборудование, используемое для мониторинга, устарело и часто выходит из строя, что приводит к резкому увеличению стоимости ремонта.
«Территориальная сеть работает более 10 лет, испытывая значительные нагрузки. Отсутствие запасного оборудования, например, для замены утилизаторов, усугубляет ситуацию. Финансирование на приобретение новых приборов и ремонт существующих является серьезной проблемой. Мы вынуждены ремонтировать приборы 2012 года выпуска, которые уже исчерпали свой ресурс, - рассказала Светлана Тихненко. - Мы запланировали перенос проблемного поста в Солнечном и приобретение нового современного оборудования для него. Также мы подали заявку в министерство экологии на замену восьми постов в течение трех лет. Возможно, некоторые посты будут перенесены в более подходящие места. Мы стремимся к тому, чтобы наши посты работали максимально эффективно и предоставляли точные данные. Это позволит нам лучше понимать и решать проблемы загрязнения».
Размещение постов в приспособленных для этого местах – основная проблема. В Красноярске для этого экологи могут использовать только свободные земельные участки. И если в момент установки постов застройки рядом не было, с годами ситуация меняется.
«Министерство экологии не может решить эту проблему, так как не распоряжается земельными участками. Это затрудняет оптимальное расположение постов для получения репрезентативных данных. Мы сталкиваемся с необходимостью работать с другими ведомствами для решения этого вопроса», - отмечает эксперт.
Присутствует и проблема подключения к электричеству. Происходит это не быстро. Например, пост в Ветлужанке подключали более года.

«Мы нуждаемся в помощи как на региональном, так и на федеральном уровне для обеспечения стабильной работы сети. Это критически важно для непрерывного мониторинга и получения достоверных данных. Без стабильного электроснабжения наши усилия по мониторингу оказываются неэффективными», - обратилась к коллегам Светлана Тихненко.
Требует замены и оборудование, а также инфраструктура постов. У некоторых пунктов банально протекает крыша. Экологи надеются, что замена произойдет в рамках подготовки к 400-летию Красноярска (заявку они уже подали), но пока ответа нет.
Участники круглого стола отмечали: в Красноярске создана сеть цифрового мониторинга, это уже большое достижение. Но сам мониторинг не решает проблему загрязнения воздуха. Лишь активизирует принятие мер.
«Точная информация с постов наблюдения критически важна для Росприроднадзора и реализации экологической политики. Существующие проблемы с расположением постов и качеством данных влияют на квотирование и реализацию комплексных мероприятий. Мы должны говорить об этом на всех площадках, так как мониторинг и получение данных являются основой для принятия верных политических решений. Не хватает системности в подходе к мониторингу, и это должно быть изменено», - считает руководитель Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Мария Любченко.

Чтобы решить эту проблему, необходимо ввести нормативный документ, который будет регулировать размещение постов мониторинга, учитывая численность населения и районы, считают общественники.
«В настоящее время посты часто размещаются в местах, где это запрещено, но это происходит из-за отсутствия четких правил. Для формирования эффективной системы мониторинга требуется конкурсная программа для оценки ее развития. Также необходим блок по оценке соблюдения данных, чтобы информация была доступна и использовалась для принятия решений», - отметил научный сотрудник Красноярского филиала Института теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН Кирилл Литвинцев.
Важно оценивать и динамику изменения загрязнения территорий, а это зависит от качества информации.

В итоге круглого стола участники обсуждения предложили разработать программу по развитию системы мониторинга, включающую анализ динамики изменений. А также провести внутреннюю оценку постов, чтобы понять, что они измеряют на самом деле.
«Это позволит нам определить, какие территории они представляют и насколько точно. Также важно восстановить коммуникацию и обмен данными, как это было до 2015 года. Это поможет нам принимать более обоснованные решения и улучшать экологическую обстановку», - резюмировал Павел Гудовский.
Как отметил эксперт надзора, член научно-технического совета Росприроднадзора РФ, кандидат технических наук Сергей Михайлюта, степень загрязнения атмосферного воздуха зависит от количества выбросов вредных веществ и их химического состава, а также от высоты, на которой осуществляются выбросы, и от климатических условий, определяющих перенос, рассеивание и превращение выбрасываемых веществ.
«Наблюдения за уровнем загрязнения атмосферы осуществляют на постах. Постом наблюдения является выбранное место (точка местности), на котором размещают павильон или автомобиль, оборудованные соответствующими приборами. Репрезентативность наблюдений за состоянием загрязнения атмосферы в городе зависит от правильности расположения поста на обследуемой территории», - проинформировал эксперт.
При этом, как отмечает Михайлюта, посты наблюдения в Красноярске установлены хаотично, нередко в непредназначенных для этого местах.
«Например, пост «Красноярск-Северный» - расположен в окружении растительности и высоких зданий, рядом с постом организована парковка автомобилей, нарушена проветриваемость. Более 50% всего времени в расположении поста наблюдается безветрие (штиль), а остальное время – доминируют ветра юго-западного направления, другие направления ветра на площадке поста либо отсутствуют, либо являются редкими событиями», - рассказал кандидат технических наук.
То есть, по информации эксперта, посты наблюдения в Красноярске выдают недостоверную информацию о загрязнении атмосферного воздуха.
Подтвердил слова эксперта и старший помощник природоохранного прокурора Красноярского края Иван Авласевич. Он отметил: очень важно, чтобы информация предоставлялась госорганами и организациями, ведущими мониторинг. Из-за ее отсутствия возникают фейки, с которыми приходится работать прокуратуре.
Сегодня в Красноярске действует 10 стационарных постов. В рамках федерального проекта «Чистый воздух» модернизировали семь из них, установили два новых. Но мониторинг концентрации основных загрязняющих веществ идет только на четырех.
«Необходимо расширять сеть наблюдательных пунктов за загрязняющими веществами. Это позволит получить более полную картину загрязнения воздуха. Это критически важно для принятия эффективных мер по улучшению экологической ситуации», - считает председатель палаты экологических организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края Павел Гудовский.
Но, как рассказала директор КГБУ «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского края» Светлана Тихненко, оборудование, используемое для мониторинга, устарело и часто выходит из строя, что приводит к резкому увеличению стоимости ремонта.
«Территориальная сеть работает более 10 лет, испытывая значительные нагрузки. Отсутствие запасного оборудования, например, для замены утилизаторов, усугубляет ситуацию. Финансирование на приобретение новых приборов и ремонт существующих является серьезной проблемой. Мы вынуждены ремонтировать приборы 2012 года выпуска, которые уже исчерпали свой ресурс, - рассказала Светлана Тихненко. - Мы запланировали перенос проблемного поста в Солнечном и приобретение нового современного оборудования для него. Также мы подали заявку в министерство экологии на замену восьми постов в течение трех лет. Возможно, некоторые посты будут перенесены в более подходящие места. Мы стремимся к тому, чтобы наши посты работали максимально эффективно и предоставляли точные данные. Это позволит нам лучше понимать и решать проблемы загрязнения».
Размещение постов в приспособленных для этого местах – основная проблема. В Красноярске для этого экологи могут использовать только свободные земельные участки. И если в момент установки постов застройки рядом не было, с годами ситуация меняется.
«Министерство экологии не может решить эту проблему, так как не распоряжается земельными участками. Это затрудняет оптимальное расположение постов для получения репрезентативных данных. Мы сталкиваемся с необходимостью работать с другими ведомствами для решения этого вопроса», - отмечает эксперт.
Присутствует и проблема подключения к электричеству. Происходит это не быстро. Например, пост в Ветлужанке подключали более года.
«Мы нуждаемся в помощи как на региональном, так и на федеральном уровне для обеспечения стабильной работы сети. Это критически важно для непрерывного мониторинга и получения достоверных данных. Без стабильного электроснабжения наши усилия по мониторингу оказываются неэффективными», - обратилась к коллегам Светлана Тихненко.
Требует замены и оборудование, а также инфраструктура постов. У некоторых пунктов банально протекает крыша. Экологи надеются, что замена произойдет в рамках подготовки к 400-летию Красноярска (заявку они уже подали), но пока ответа нет.
Участники круглого стола отмечали: в Красноярске создана сеть цифрового мониторинга, это уже большое достижение. Но сам мониторинг не решает проблему загрязнения воздуха. Лишь активизирует принятие мер.
«Точная информация с постов наблюдения критически важна для Росприроднадзора и реализации экологической политики. Существующие проблемы с расположением постов и качеством данных влияют на квотирование и реализацию комплексных мероприятий. Мы должны говорить об этом на всех площадках, так как мониторинг и получение данных являются основой для принятия верных политических решений. Не хватает системности в подходе к мониторингу, и это должно быть изменено», - считает руководитель Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Мария Любченко.

Чтобы решить эту проблему, необходимо ввести нормативный документ, который будет регулировать размещение постов мониторинга, учитывая численность населения и районы, считают общественники.
«В настоящее время посты часто размещаются в местах, где это запрещено, но это происходит из-за отсутствия четких правил. Для формирования эффективной системы мониторинга требуется конкурсная программа для оценки ее развития. Также необходим блок по оценке соблюдения данных, чтобы информация была доступна и использовалась для принятия решений», - отметил научный сотрудник Красноярского филиала Института теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН Кирилл Литвинцев.
Важно оценивать и динамику изменения загрязнения территорий, а это зависит от качества информации.
В итоге круглого стола участники обсуждения предложили разработать программу по развитию системы мониторинга, включающую анализ динамики изменений. А также провести внутреннюю оценку постов, чтобы понять, что они измеряют на самом деле.
«Это позволит нам определить, какие территории они представляют и насколько точно. Также важно восстановить коммуникацию и обмен данными, как это было до 2015 года. Это поможет нам принимать более обоснованные решения и улучшать экологическую обстановку», - резюмировал Павел Гудовский.