660049, Красноярск, ул. Дубровинского, 1

+7 (391) 222-08-43, 222-09-28 info@opkrsk.ru

Проведение референдумов в ЛДНР – это реализация принципа равноправия и самоопределения народов

Эвелина Павельева, председатель палаты правозащитных организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края:

С 23 по 27 сентября 2022 года в Донецкой и Луганской народных республиках, а также в Запорожской и Херсонской областях стартовали референдумы о будущем регионов.
Стоит разобраться, что это такое?! И вспомнить международное право.

Проведение референдумов в ЛДНР – это реализация принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 года. Этот же принцип закреплен в Уставе ООН и Заключительном акте ОБСЕ.

Можно вспомнить и про Международные пакты о правах человека 1966 года.
Итак, Заключительный акт ОБСЕ 1975 года, можно сказать, устанавливает основу, он закрепляет за народом право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие. Это означает, во-первых, что каждый народ обладает безусловным правом на выражение своей воли. Во-вторых, каждый народ обладает безусловным правом на самостоятельное определение своего политического статуса: оставаться независимым или выбрать другой путь.

В Декларации 1970 года более подробно раскрывается содержание принципа равноправия и самоопределения. В частности, кроме свободы самостоятельно определять свой политический статус, экономическое и социальное развитие, установлена норма об обязанности государств содействовать осуществлению данного принципа. Также важна и норма о формах реализации данного принципа, а именно создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним. Такое регулирование позволяет народу не только свободно выразить свою волю, но и реализовать ее так, как он того сам пожелает.

Далее, стоит обратиться к еще одной части нормативного содержания принципа равноправия и самоопределения народов, а именно: ничто в приведенных выше пунктах не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории.

Что может означать данная норма?! Очевидно, сам процесс волеизъявления, а также правомерную реализацию первой части статьи о принципе, и как следствие, признание такого волеизъявления со стороны государств. В целом, можно сделать следующий вывод: если народ изъявил желание на самоопределение, выразил свою волю о независимости – это его право, и оно должно уважаться и приниматься государствами.

Если народ выражает желание на присоединение к другому государству – это тоже его право, которое вытекает из Устава ООН, Декларации о принципах международного права и Заключительного акта ОБСЕ.

  • Поделиться
Предыдущая новость «Горячие точки на почве межэтнической и социальной вражды нужно превентивно подавлять задолго до возникновения конфликтов»
Следующая новость Частичная мобилизация поставила перед регионами новые задачи